Люди этой профессии связаны с железнодорожным делом: они проектируют, строят и ремонтируют пути, управляют поездами или следят за их движением.
Машинист тепловоза
Машинист тепловоза управляет локомотивом с дизельным двигателем. Основная его задача — своевременно и безопасно доставить груз в пункт назначения. Такая работа требует ответственного отношения, внимательности и отличного знания технических особенностей тепловоза. Еще одно важное качество — стрессоустойчивость, ведь во время движения машинисту нередко приходится быстро принимать решения и реагировать на меняющуюся обстановку, состояние путей.
Что должен уметь машинист тепловоза:
- управлять движением локомотива и прицепленных к нему вагонов;
- поддерживать тепловоз в хорошем техническом состоянии;
- правильно оформлять документацию: путевые листы, акты выполненных работ, журналы осмотров и ремонтов;
- соблюдать технику безопасности;
- взаимодействовать с работниками железной дороги: диспетчерами, ремонтниками, другими машинистами.
Составитель поездов
Этот рабочий отвечает за правильное формирование и расформирование поездов, своевременную подачу и перестановку вагонов. От него зависит безопасность транспортировки груза и как быстро тот попадет к получателю.
Составитель поездов должен обладать организаторскими навыками и уметь находить общий язык с другими людьми, поскольку во время работы ему постоянно приходится взаимодействовать с диспетчерами, машинистами и отправителями грузов. Предотвращать ошибки и непредвиденные ситуации помогут ответственность и дисциплинированность рабочего.
Что должен уметь составитель поездов:
- формировать и расформировывать группы вагонов;
- выполнять операции по прицепке и отцепке вагонов;
- производить маневровую работу;
- составлять расписание движения поездов в соответствии с планом перевозок;
- определять состав поезда в зависимости от вида и объема перевозимого груза;
- работать в команде.
Дежурный стрелочного поста
Основная задача дежурного стрелочного поста — делать так, чтобы поезда безопасно и эффективно проезжали перекрестки и развилки пути. Рабочий контролирует и при необходимости меняет положение железнодорожных стрелок, благодаря чему состав движется в нужном направлении. Это очень ответственная работа, ведь любая ошибка может привести к столкновению поездов или сходу вагонов с рельсов.
Дежурному приходится трудиться под открытым небом в любую погоду, поэтому для него важны хорошая физическая форма и выносливость. А еще он должен быть внимательным, чтобы быстро распознавать неисправности стрелок и рельсов.
Что должен уметь дежурный стрелочного поста:
- управлять железнодорожными стрелками;
- следить за графиком движения поездов;
- мониторить состояние рельсов и чинить неисправности;
- быстро реагировать на чрезвычайные ситуации;
- вести оперативную документацию.
Монтер пути
Рабочий поддерживает в исправном состоянии пути, мосты, тоннели и переезды. Заменить вышедшие из строя шпалы и куски рельсов — лишь часть его задач. Он регулирует стрелочные механизмы, а зимой еще и очищает их от наледи. Путеец должен заметить вспучивание грунта и знать, как устранить его. Он ремонтирует водоотводящие каналы, дренажные устройства, ограждения, переходы и другую вспомогательную инфраструктуру.
От того, насколько хорошо монтер пути справляется с работой, зависит безопасность движения поездов. Вот почему это один из самых важных специалистов на железной дороге. Однако профессия монтера подойдет далеко не каждому. Это действительно тяжелый труд, ведь работать приходится днем и ночью, в жару и холод, в дождь или метель. Монтер пути должен быть физически сильным и выносливым человеком, готовым работать в команде и не боящимся принимать ответственные решения.
Что должен уметь монтер пути:
- обращаться с различными видами инструментов;
- проводить замену вышедших из строя элементов железнодорожного пути;
- выправлять шпалы и регулировать стрелочные механизмы;
- работать в команде.